?

Log in

No account? Create an account

ЭЦ Probok.net

Направление "Пешеходы и велосипедисты"

Previous Entry Share Next Entry
Удобные мелочи. Подогрев тротуаров и дорог
dr_fairness
Как известно, комфортная жизнь состоит из 1000 мелочей, которые мы замечаем только тогда, когда они перестают работать J Огромный бюджет Москвы и любовь к мигрантам позволяет нам, жителям большого города, практически забыть о существовании гололеда или сугробов на тротуарах. Тем не менее, для многих российских городов жижа и лед под ногами вне зависимости от погоды – обыденная ситуация. Первое свидание с суровой региональной действительностью в том же Ярославле начинается прямо на вокзале! Не успеваешь выйти из вагона, как приходится цепляться зубами за воздух. Казалось бы, лед – такая мелочь, а место комфорта тут же занимают мысли о безопасности и целых частях тела.  Другая крайность, когда снег и лед начинают таять и превращаться в воду (сорри за качество фото):
жижа переход Ярославль-i

Так выглядит пешеходный переход в Ярославле. Воды сантиметров 10 или 15. В низкой обуви, типа, зимних кроссовок уже не перейдешь. Да и в модных Угги – не особо-то разгуляешься, если их заранее не обработать водоотталкивающим средством.


[Все самое интересное будет дальше...]Скоро рассвет, выхода нет (с) Действительно, очень странно наблюдать за тем, как у нас используют старый дедовский способ борьбы со снегом. Или дворник с лопатой или трактор-снегоуборщик, из-за которого в Москве массово отказываются от установки антипарковочных столбиков. Почему мы привезли из-за бугра планшеты и смартфоны, но проигнорировали не менее полезные, но бесконечно удобные «мелочи», делающие повседневную жизнь не такой серой и грустной? Почему Исландия, Канада, Финляндия или Северная Америка успешно греют тротуары зимой с прошлого столетия, а мы в веке высоких технологий по-прежнему цепляемся зубами о воздух, балансируя на скользкой поверхности? Наверное, все дело в том, что нам жутко не повезло с геологией. Жили бы мы как исландцы на вулканах и гидротермальных источниках, давно бы уже подогревали все важные для города дороги и тротуары:
reykjavik

А также парковки у крупных ТРЦ:
braedslukerfi12000



[Стоимость установки и обслуживания системы снегоплавления]Стоимость обслуживания территории с установленной системой снегоплавления зависит от площади территории, стоимости энергоносителей, количества выпавшего снега, а также пожеланий пользователей по скорости плавления снега. Очевидно, что чем больше обогреваемая территория и количество снега, тем выше стоимость использования системы снегоплавления. В более холодном климате, скорее всего, придется использовать энергоносители с более высоким напряжением (для электрической системы подогрева) или более высокой мощностью (для гидравлической системы подогрева).

Оптимистичные расчеты производителей систем подогрева тротуаров и дорог
Для нагрева и таяния снежного покрова толщиной 5 мм водяного столба от -20°С до 0°С необходимо, приблизительно, 0,5 кВт энергии. Плотность свежевыпавшего снега составляет 0,05 г/см³, во время метели же плотность снега может доходить до 0,12..0,18 г/см³.

Для нагрева 1 кв.м бетонной плиты толщиной 50 мм (теплоёмкость бетона 840 Дж/кг
С; плотность бетона 2400 кг/м³) от -10°С до +5°С потребуется 420 Вт тепла.

При годовой норме выпадения осадков 600 мм/год приблизительно 1/3 выпадает в виде снега (200 мм), а система снеготаяния включается (в среднем) 50* раз за зиму.

При отсутствии теплоизоляции около 10% составляют потери тепла в землю.

 Т.о. для того, чтобы убрать снег с 1 квадратного метра, необходимо прямых затрат энергии около 45* кВт/год кв.м:
(0.5 кВт
(200 мм / 5 мм)+0.42 кВт 50 раз) 1.1 =  45 кВт
*Все расчеты сделаны при условии установки автоматики (контроллера управления системы снеготаяния).
Источник

Реальное энергопотребление систем подогрева тротуаров и дорог
Согласно статье производители систем подогрева снижают реальное энергопотребление почти в два раза. Если это так, то вместо 350-420 Вт тепла на 1 кв.метр потребуется 1 000 Вт или 1 кВт на 1 кв.метр. Следовательно, формула будет выглядеть следующим образом:
(0.5 кВт(200 мм / 5 мм)+1.0 кВт 50 раз) 1.1 =  77 кВт
ВАЖНО! Применение автоматики позволяет сэкономить до 70% энергии по сравнению с системами в ручном режиме управления.


Допустим, в Москве данная система обогрева поверхностей не очень актуальна, т.к. асфальт у нас меняют настолько часто, что даже погода за ним не поспевает. С другой стороны, можно наконец-то внедрить систему качества, при которой любая компания, занимающаяся укладкой асфальта или тротуарной плитки, давала бы 3-5-летнюю гарантию на свои работы. Тогда можно смело использовать систему подогрева поверхностей, снабжая каждый теплый тротуар табличкой типа:
4115466645_dc55792f65_b
Перевод надписи: Внимание! Используется система подогрева тротуара. НЕ КОПАТЬ! Если возникли вопросы, звоните по телефону 858-7185.

При использовании систем подогрева поверхностей в российских регионах, бюджеты которых сидят на бесконечной диете, можно было бы сэкономить сотни тысяч рублей! Но  никто не спешит экономить и внедрять такую «мелочь», улучшающую жизнь простых граждан. А почему? Правильно, потому что из окна служебного автомобиля «мелочи» совершенно не заметны. Хотя, если подумать, а лучше – повертеть головой по сторонам, то так ли незаметен сухой тротуар или дорога во время зимы? Смотрим в Америку на подогреваемые тротуары:
4447071253_38bb55a94f_b

12298502264_8f66c6a2a5_k
Да, скамейки у них пока не подогреваются J

Швеции тоже есть, что показать. Теплые тротуары в Стокгольме выглядят так:
швеция

Канадцы используют удобные «мелочи», не отходя от своих домов:
BV-SnowMelt-After

heated-outdoor-surfaces-1jpg

Ну и, конечно же, Исландия, которая пошла дальше всех, т.к. обогревает даже междугородние магистрали и, в частности, исландскую кольцевую дорогу! Геотермальные источники с прирученной горячей водой творят чудеса:
исландия

Интересно, как долго мы будем изобретать свой велосипед по экономически выгодной очистке тротуаров и дорог от снега?.. Или, может, наша Камчатка давно и с удовольствием подогревает дороги и тротуары все теми же прирученными геотермальными источниками?


UPD! Подтверждение многомиллионных трат на уборку снега по всей России. Цитата:

Добавим, что при этом ежегодно на уборку улиц от снега из бюджетов тратятся миллионы рублей и размер расходов значительно разнится. К примеру, прошлой зимой согласно тендерам на закупку противогололедных реагентов Москва потратила около 6,6 млрд рублей, Екатеринбург — 19 млн рублей, Красноярск — 11,7 млн рублей, Краснодар — 14 млн рублей, Санкт-Петербург — 11,5 млн рублей, Уфа — 2 млн рублей. Также значительные суммы выделяются непосредственно на расчистку снега. Например, в этом году правительство Москвы объявило тендеры на уборку магистралей на сумму более 1,5 млрд рублей.






  • 1
Ага. ну, конечно. Сравнили Исландию с Камчаткой. У них температура возле 0 крутится, на Камчатке возле -10. Напомнить температуру замерзания воды? Или скажем температуру промерзание почвы? А может степень теплоотдачи? Или вы не в курсе про теплоцентрали, у которых побочным эффектом являются растаивание земли-асфальта над ними. Скажем так таяние над ней при 0 или при -10. Это две большие разницы.

Сравнивая Камчатку с Исландией, я, в первую очередь, имела в виду использование геотермальных источников в качестве почти бесплатной помощи природы простым смертным ;) Вы, видимо, не были в Исландии, поэтому смело говорите о 0. Да, 0 там действительно бывает, особенно, летом у огромных по площади ледников. А еще сумасшедший ветер, который превращает этот 0 во все -10. По ощущениям. А если поехать вглубь континента, то там не только -10 можно найти, но и куда более низкие температуры, где также активно используется тепло геотермальных источников.

Вы же сами пишете про теплоцентрали, так почему бы не использовать халявное тепло (вода в геотермальных источниках кипит, если что;) на пользу хотя бы Камчатке? ;)

Всё равно это выглядит как неуместное расточительство. Не говоря о том, где эти гейзеры, а где города Камчатки с точки зрения географии. Не говоря о том, что на Камчатке в целом всего не хватает, в том числе и нормального сообщения, какие уж там подогревы асфальта.

Расточительство??? Халявная горячая вода это расточительство??? Сегодня все тепло, используемое в России получается за счет сжигания газа или угля. И тот и другой вид полезных ископаемых стоит огромных денег. Если же повнимательнее присмотреться к халявной горячей воде из геотермальных источников, то затраты начнутся и кончатся при прокладке труб и установке оборудования на источнике. А дальше эта вода циркулирует по трубам теплоснабжения, радуя своей горячестью всех жителей. В Исландии вся горячая вода (в кранах, в батареях, под обогреваемыми трассами) из геотермальных источников! Никаких затрат на добычу и транспортировку газа или угля. Камчатка могла бы озолотиться, примени они исландские технологии. А вы говорите про расточительство!..

Интересный вариант.
Снег у нас обычно валит при небольших минусах.


На самом деле, можно копнуть глубже в эту тему и обнаружить, что страшные цифры по затратам на электроэнергию с лихвой окупаются в первый же год использования. Ибо сейчас юзание толп снегоуборщиков, снегоплавильщиков и иже с ними выливается в такую "копеечку" для государства, что затраты на электроэнергию для подогрева выглядят просто смешными. Другой вопрос, что у нас до смерти боятся что-то вкапывать в тротуар, т.к. его постоянно вскрывают. Но и тут есть различные варианты.

Наконец, есть не вкапываемые подогреватели, а навесные. Зовутся ИК-подогрев. Но электроэнергии они едят несравнимо больше тех, что кладутся под асфальт или плитку.

исландская федерация? хм )

Исландия, которая пошла дальше всех, т.к. обогревает даже федеральные трассы! )

А-а-а, Семен Семеныч :) Я сначала написала хайвеи, но уж больно режет слух калька английского варианта магистрали. Попробую придумать, как переобозвать :)

UPD. С вашей помощью и подсказкой исправила недоразумение. Спасибо, что заметили ;)

Edited at 2015-01-13 11:34 am (UTC)

На примере метрополитена электрические системы обогрева не очень удачны. Раньше для обогрева степеней лестничного схода применялись электрические системы обогрева - это был либо нагревательный кабель замурованный под ступенями, либо ТЭНы, которые крепились под ступенями в подлестничном пространстве. ТЭНы достаточно долговечны, при своевременных ремонтах и соблюдении режима вентиляции в подлестничных помещениях (некоторые экземпляры работают до сих пор на станциях конца 60-х - начала 70-х), но вот затраты на обогрев одной узкой лестницы что-то порядка 14 кВт/ч. Нагревательные кабели более экономичны, но очень недогловечны, были примеры, когда кабель выходил из строя за 3-4 года, при этом для его замены требуется полная реконструкция схода.
Как итог в середины 2000-х применение электрического обогрева на Метрополитене запрещено, а применяется жидкостной обогрев, который пока себя демонстрирует с положительной стороне и по надежности и по экономичности.

Как итог в середины 2000-х применение электрического обогрева на Метрополитене запрещено, а применяется жидкостной обогрев, который пока себя демонстрирует с положительной стороне и по надежности и по экономичности.
Иностранцы называют жидкостный обогрев гидравлической системой подогрева, сравнивая процесс с антифризом в автомобиле :)

> на закупку противогололедных реагентов Москва потратила около 6,6 млрд рублей ... Санкт-Петербург — 11,5 млн рублей,
Жесть какая. Не спорю, в Москве с гололёдом лучше, чем в Питере, но не в 600 же раз.

Москва просто слегка оборзела. Жирует за государственный счет, увы. Может, подогрев тротуаров нужно обкатать на Питере? Мне эта мысль нравится :) Кстати, в Париже тротуары греют за счет тепла, выводимого из метро. Чем не еще одно решение проблемы обледенелых тротуаров? :)

  • 1